понедельник, 11 августа 2008
Ли шла по городу и с растерянностью смотрела на каменные лица статуй и людей, сидевших друг с другом на скамейках сквера и смотрящих друг другу в глаза. Гранит, мрамор, живая плоть, стекло, металл.. Разница лишь в фактуре и цвете.
Эту обитель покоя она миновала, не задерживаясь. Девушку интересовал лишь сегодняшний ритуал Уходящего - неоднозначный, дерзкий акт умирающего человека. "Каждый, кто покидает этот мир, имеет право открыть свои мысли." - так звучал пункт 10 статьи 46 "о мыслях, свободе отстраненности, неприкосновенности и самодостаточности".
В небольшой зал...В небольшой зал, где должна была проходить "церемония", Ли вошла под брезгливые взгляды представителей прошлого поколения - узаконенное действие не одобрялось еще моралистами переходящей эпохи и приравнивалось ими к разврату. Однако, молодежь, алчущая новых ощущений любыми способами, охотно посещала "церемонии" и жадно впитывала обрывки мыслей и чувств Уходящих. Они упивались потоком чужого сознания, обливаясь, пили из сосуда чужого мозга, радовались, хохотали и плакали, как их предки. Они думали, что обретают власть тех, свободных времен, когда еще мысли не были защищены "блок-постом" Кацо.. Обретают власть над внутренним миром другого, не открывая свой. И они пожирали этот внутренний мир, эти внутренности чьей-то личности, даже не думая, кем тот человек был раньше. Ли была такой же.
Вскоре в зал внесли совсем еще молодого юношу. По обыкновению, с умирающим было четверо добровольцев - родственников, или хотя бы просто знакомых, на "церемониях" никогда не было. По закону. Он кашлял кровью и держался за край носилок так, словно боялся сорваться в пустоту смерти... или нечаянно упасть на грязный пол. Все подошли ближе, все боялись пропустить момент и "не услышать". Необходимости подходить вплотную не было - всегда достаточно 4-5 метров - и многие, боявшиеся заразится, на этой отметке и остались. Ли толкнули в бок, недовольно что-то буркнули, выбирая место (поближе к больному или за ее спиной), и девушка сделала шаг вперед. И еще один. Ей на миг показалось, что сегодня она получит нечто особенное, ведь она еще никогда не была на "церемонии" с таким молодым Уходящим. Что он может дать, этот мальчишка, сам еще ничего не получивший от жизни? Слезливый рассказ о неудачной любви? Боль от болезни? Или воспоминания о детских шалостях? А какая, в сущности, разница, если после "церемонии" в памяти останется только осадок "напитка"? Только чувство, а не сформулированные мысли, только...
Яркая, но тонкая и жидкая волна мыслей-чувств ударила в голову девушки - Уходящий сорвал с себя Кацо и открылся для чтения. "Как он волнуется!" - удивилась Ли, - "не все ли ему равно, что мы прочтем в нем? Ведь он уже умирает, да и мы ничего не запомним.. Ничего." Она с грустью опустила голову и, когда вновь подняла ее, встретилась взглядом с юношей. Он смотрел на нее и шептал.. "Читайте... читайте.. читайте мою душу!" На этих словах он и умер.
"Церемония" проходила скучнее обычного, его жизнь и правда была не богата событиями, образы едва возбуждали сознание и почти не вводили в транс, но вдруг Ли услышала шепот, Его шепот. Она в ужасе открыла глаза и уставилась на мертвое тело. Юноша лежал неподвижно, его бледные губы разомкнулись, и пустота зияла меж ними.. Пустота, обрамленная запекшейся кровью.
Шепот все усиливался, и Ли не могла понять, что происходит. "Услышит.. услышит ли меня кто-нибудь?" Девушка оглянулась в поисках шепчущего, но все стояли молча. С закрытыми глазами и тупыми, пьяными, счастливыми лицами.. "Услышит ли?.. Или я умер зря?"
Как известно, мысли живут еще некоторое время после смерти человека, но уже через 5-7 минут их почти не слышно.. Тогда что же это?!
"Зря?! Нет, надеюсь, что нет.. Знай же, если ты слышишь.. Открыть свою душу другому - прекрасно. Рассказать о своих мыслях другому - прекрасно. Выразить себя и отдаться другому, не стыдясь.. не стыдясь Себя, - прекрасно. Я заразился и умер ради этого.." "Как прекрасно быть свободным в выражении своих мыслей" - неожиданно продолжила Ли и ужаснулась - она слышала мысли Уходящего. Впервые в жизни она их Услышала!
После этого она долго была сама не своя, расспрашивала всех о происшедшем, о мыслях, о их выражении, но все лишь равнодушно пожимали плечами и продолжали оберегать себя от вторжений других людей. Потом ее начали сторониться, бояться, что она захочет прочесть Их мысли, и презирать за то, что она хотела бы открыть Свои. В этом мире все привыкли к покою и стабильности, к чувству защищенности симбиотами Кацо и к редким подаркам друг другу в виде улыбок и стандартного набора слов для выражения стандартных эмоций.
Как сейчас... Когда она вновь встретилась со своим любимым, и они, подобно тем статуям в сквере, смотрели друг другу в глаза.
- Я не знаю, как выразить то, что я чувствую.. - прошептала она.. и вздрогнула, вспомнив шепот юного Уходящего.
Юноша смутился и подарил ей улыбку: - Ты вовсе не должна рассказывать мне о своих чувствах.
- Но я хочу!
Он смотрел на нее с непониманием, смятением и похотливым желание заполучить ее мысли. Эти противоречивые чувства боролись в нем..
- Я хочу.. Хочу сказать, выразить.. Как?! - огромные глаза девушки наполнились ужасом от осознания собственной немоты. - Как?! Я ведь Хочу.. Сказать..!
- Скажи, скажи мне.. - жадно потребовал ее любимый, скороговоркой повторяя "скажи", будто боялся, что она откажется.
- Я.. я тебя.. - Ли сорвала Кацо, и волна ее свободной любви, подобно лаве, обрушилась на юношу.. "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ" И подобно лаве сожгла его сознание.
"Я тебя люблю.." - беззвучно шептала девушка, плача над мертвым.
Впечатление от рассказа - сильное.
Lissander de Santos, мне потом, когда перечитала, тоже "мы" вспомнился